Мы живем в потребительской модели рынка и очень часто заходим в ролевую модель потребителя, сталкиваясь с окружающими нас брендами и их продукцией. Ориентируясь на приобретённую систему восприятия визуального окружения, которая, в свою очередь, формировалась годами приобретёнными нами самими или навязанными стереотипами, привычками и визуальной средой вокруг, мы безошибочно (как нам кажется для себя) определяем в голове место для тех товаров с которыми сталкиваемся.
На эту потребительскую систему восприятия и влияет разрабатываемое в системе брендинга — визуальное позиционирование.
Управляющий, арт-директор
Наш мозг так быстро считывает визуальные образы, преобразуя их во мнение, что мы даже не замечаем этого, когда проходим мимо полок в магазине, смотрим на витрину или вскользь замечаем рекламный баннер.
Разработка визуального позиционирования — третий этап в системе брендинга после создания платформы бренда и его имени (нейминга) и одновременно, начальная стадия разработки бренд-дизайна — создания логотипа (знака) бренда и системы дизайн-кода, которая ляжет в основу фирменного стиля бренда.
— Пример визуального позиционирования в системе разработанного бренда регистратора НРК - Р.О.С.Т.
Вообще, когда говорят о визуальном позиционировании, его очень часто путают с дизайн-кодом, начиная размышлять о том, что фирменная палитра (цветовое кодирование бренда) или его паттерны могут напрямую повлиять на стереотип восприятия бренда потребителем. Классический пример такой ошибки — навязывание мнения о том, что разные яркие цвета в составе одной фирменной палитры это исключительно «детский сегмент» и уважающей себя компании, которая хочет транслировать клиентам надежность и солидность никогда не нужно экспериментировать с такими приёмами.
Начало работы над визуальным позиционированием невозможно без законченного этапа разработки платформы бренда (мы писали об этом в отдельной статье) и готовым именем бренда. Ведь именно эти этапы определяют характер и те отличительные черты, которые нужно будет передать в дизайне, то есть визуальными средствами. Нужно ли говорить лишний раз о том, что дизайн должен быть высокого уровня, чтобы точно передать позиционирование бренда? Да нужно. И ошибки тут могут стоить очень дорого, особенно в высококонкурентной среде. И мы об этом говорим прямо сейчас.
Когда мы чётко знаем какой наш бренд, с кем и где он конкурирует, каким характером и отличительными чертами он обладает, а также есть разработанное имя бренда несущее в себе все эти базовые характеристики, мы можем приступить к разработке принципов и приёмов визуального позиционирования — создание мудбордов, описанием идей, дизайн-приёмов и образов, шрифтовой базы. Базы для всей визуальной системы которая позволит сказать потребителю: «Да, это вот оно!». И мы точно будем знать, что это вот оно — именно то, что мы и хотели показать.
В качестве первого примера, приведём визуальное позиционирование, разработанное нами для российской IT компании.
Компания уже давно работала на рынке в сфере big-data и защиты от фрода (методов и схем мошенничества в цифровых системах), имела солидных клиентов среди мобильных операторов и в банковской сфере. Однако, простое русское название и отсутствие системы позиционирования и как такового бренда постоянно мешало при найме высококвалифицированных сотрудников.
В результате наших изысканий мы предложили компании разработать новый бренд и полностью отказаться от старого названия, потому что среди специалистов IT области достаточно много стереотипов связанных с невозможностью получить в российских компаниях приемлемый уровень надежности и стабильно-высокой зарплаты.
— Пример визуального позиционирования IT-компании.
Мы разработали новый бренд «Nyxale» (Никсейл) и его визуальное позиционирование полностью передаёт дух высоких мировых стандартов в сфере работы с большим объемом данных.
Второй пример — это построение визуального позиционирования компании ВМ Авто, работающей в сфере организации поставок на конвейеры продукции по схемам «точно в срок» (JIT и JIS) и имеющей солидный опыт в сегменте автокомпонентов и автомобильной промышленности.
На момент начала работы с нами ВМ Авто имела «классическое» для российских производственных визуальное позиционирование — то есть, практически, его полное отсутствие.
— Пример визуального позиционирования компании ВМ Авто в сегменте автокомпонентов.
Мы показали размах компании, сделали качественный производственный фотосет, новый современный сайт и привели в порядок все презентации компании.
Это всё, что нужно знать для старта вашего проекта по созданию системы визуального позиционирования вашей компании или бренда — подготовить платформу бренда, придумать имя и приступить к подборке средств визуального позиционирования.